Что такое наглядно-действенное мышление и зачем оно нужно
Из названия понятно на чем основано наглядно-действенное мышление - смотри и делай. Это вид мышления, опирающийся на непосредственное взаимодействие с предметами.
Результатом наглядно-действенного мышления является прежде всего действие.
Наглядно-действенное мышление начинает развиваться одним из самых первых, в детстве от 1 до 3 лет.
Мы познаем мир непосредственно контактируя с ним физически.
Наглядно-действенное мышление является одним из китов нашего мышления. Всего выделяют три основных кита:
- Наглядно-действенное мышление;
- Наглядно-образное мышление;
- Словесно-логическое мышление.
Наглядно-образное мышление это способность представлять те или иные образы в голове, не имея их перед своими глазами. Оно возникает постепенно, по мере того как мы набираемся достаточно практического опыта, пользуясь наглядно-действенным мышлением.
А потом уже можем представлять в уме, какое действие нужно выполнить с предметом и какой получится результат, пользуясь наглядно-образным мышлением.
Зачем взрослым необходимо наглядно-действенное мышление
Детям свойственно познавать мир через физический контакт с ним, им надо все пощупать, потрогать, попробовать на вкус. Взрослым уже доступно больше способов для развития и познания – книги, мыслительный процесс, общение и т.п.
Надо ли продолжать познавать мир через действие и взаимодействие с предметами? Однозначно да! Это дополнительный мощный инструмент для саморазвития, помогающий узнавать окружающий мир и способы взаимодействия с ним.
Также развивать наглядно-действенное мышление необходимо людям тех профессий, где требуется ручной труд и преобладанием практическая деятельность.
Например, способность к наглядно-действенному мышлению помогает врачам принимать быстрые и обоснованные решения в сложных ситуациях, особенно хирургам во время экстренных медицинских вмешательств.
Благодаря развитому мышлению этого вида, врачи могут эффективно диагностировать заболевания, проводить операции и назначать эффективное лечение.
Также требуют обладания хорошим наглядно-действенным мышлением людям очень многих профессий, таких как:
- изобретатели;
- художники;
- музыканты;
- скульпторы;
- ремесленники;
- мастера всех видов от закройщика до слесаря;
- строители;
- архитекторы;
- конструкторы;
- повара, кондитеры;
- ученые – физики, химики и др.;
- и многие другие.
Несомненно больших успехов в своей практической деятельности добьется тот , у кого хорошо развито и наглядно-действенное мышление и наглядно-образное, так они тесно связаны между собой. Представил – сделал, делаешь – представляешь, что получится.
Как развить наглядно-действенное мышление
Все упражнения и задания, способствующие развитию наглядно-образного мышления, можно разделить на обучающие двум вещам:
- Комбинировать
- Трансформировать
В первом случае, мы берем несколько предметов и складываем из них что-то новое. Во втором случае из готового предмета пытаемся получить что-то новое путем его преобразования – растянуть, разрезать, сжать, сложить и т.п.
Взрослым для развития данного типа мышления рекомендуется:
собирать пазлы;
решать головоломки со спичками;
заниматься всеми видами рукоделия - лепить, выжигать, вязать, вышивать;
создавать аппликации;
рисовать;
посещать мастер-классы по созданию поделок своими руками;
конструировать;
экспериментировать;
проводить опыты – химические, физические и пр.