Внимание, внимание...



Что для нас значит внимание



Внимание — способность человека концентрироваться на определенном предмете, явлении или процессе с целью получения необходимой информации.

Основная задача внимания – оградить сознание от лишнего и сосредоточиться на важной, полезной и интересной информации.

Внимание помогает нам в процессе познания, при сохранении безопасности, при общении, при выборе наилучшего решения и т. д.

Внимание изучается в психологии при наблюдении за сознательными и бессознательными процессами. Внимание тесно связано с сознанием. А все бессознательное остается за пределами нашего внимания.

Способность сосредотачиваться и эффективно управлять вниманием играет ключевую роль в повседневной деятельности и личном успехе.



Факты о внимании


  • Наше внимание можно представить в виде луча света от фонаря, который высвечивает то или иную зону. Взрослый человек может удерживать в своем внимании 5-6 объектов, а остальное он не замечает, пока не переведет фокус.


  • Через органы чувств наш мозг обрабатывает всю информацию из окружающей среды, но до сознания доходит лишь малая часть, только то, что необходимо человеку в данный момент.

 

  • Память и внимание — психические процессы, которые тесно взаимосвязаны между собой. То, на чем мы способны сконцентрироваться, быстрее запоминается. Таким образом, развивать концентрацию и память следует одновременно. 


  • Внимание человека обостряется, когда он попадает в новую, необычную для него обстановку и расфокусируется, когда он оказывается в комфортной привычной, например, домашней, среде.

 

  • Чем лучше развиты органы чувств - зрение, слух, осязание, обаняние, вкус - тем больше информации получает человек из окружающего мира.


  • Чем больше задействуется чувств при изучении чего-либо нового, тем ярче сложится образ, а информация быстрее и надёжнее запомнится.


  • Благодаря расширенному вниманию, которое можно натренировать,  эффективность соответствующей психической деятельности повышается, психические процессы протекают более ясно и отчетливо.


Какая зона мозга отвечает за внимание?


Через рецепторы от органов чувств сигналы попадают в головной мозг, а далее за процессы внимания в головном мозге отвечает небольшой, но необычайно важный и функциональный участок - ретикулярная формация. Она все сигналы аккумулирует и распределяет, что доводить до сознания, а что нет.

Ретикулярная формация находится в стволе головного мозга, имеет большую сеть нейронов с множеством ответвлений.


Помимо внимания ретикулярная формация выполняет ещё жизненно-важные функции:

  • регулирует процессы сна и бодрствования;
  • играет важную роль в координации движений;
  • отвечает за сложную двигательную и поведенческую функцию человека;
  • регулирует эндокринные и висцеральные функции внутренних органов;
  • отвечает за дыхание, рефлексы и т. п.



Как видим роль данного участка мозга очень важная и ее повреждение ведёт к нарушениям сознания, дыхания, может привести к летаргии, коме и прочим тяжёлым состояниям.

Функции внимания


Психологи выделили три функции данного качества:

  1. Избирательность
  2. Целенаправленность
  3. Активность


1. Избирательная функция

работает на отбор из всего общего потока информации только необходимой человеку в данный период времени. 
Посторонние потоки информации и шумы могут игнорироваться или восприниматься слабо.

Умение сосредоточиться на главном является залогом успеха какой-либо деятельности.



2. Функция целенаправленности

участвует в  процессе сохранения новой информации в структуре памяти. При данном процессе в мозге формируются новые связи.

В нашей долговременной памяти остается то, на чем специально делаем акцент, стараемся запомнить. Мы можем много раз пройти по одному пути на автомате и не запомнить дорогу. Но когда мы начнем специально стараться запомнить этот путь, начнем обращать внимание на детали, которые встречаются на пути, тогда мы его запомним.


Таким образом, высокая концентрация внимания способствует лучшему процессу отложения новой информации в памяти.



3. Функция активности

направлена на поддержание работоспособности человека, отвечает за соблюдение рационального распределения интенсивности  включения человека в процесс. Ее задача не дать перегрузиться психике от полученной информации.

 

Виды внимания


Внимание можно классифицировать по разным критериям.


Исходя из критерия возникновения – природное или социальное


Природным называется такое внимание, которое дано с рождения (от природы) и которое включается в работу автоматически, по мере созревания мозга и совершенствования происходящих в нем физиологических процессов. Такое внимание направлено на биологически значимые объекты (воду, предметы питания, физические, химические и другие факторы, благоприятствующие самосохранению и развитию организма).


Социальным называется внимание, которым человек с рождения не располагает и которое он приобретает и совершенствует в процессе жизни. Например, особое внимание человека к предметам и явлениям, связанным с его культурой (книгам, музыке, инструментам, приборам, машинам и так далее).


Исходя из метода реализации


Поделим внимание, исходя из способа реализации, на три вида:

  1. Непроизвольное
  2. Произвольное
  3. Послепроизвольное

Непроизвольное (пассивное или вынужденное) — возникает без участия сознания человека, носит автоматический характер. Интересно, что данный вид включает три подвида:

  • вынужденное — включается под действием многократного повторения сигнала или под действием раздражителя сильного уровня;
  • невольное — направлено на процессы и предметы, связанные с собственной потребностью;
  • привычное — направлено на привычки определенной деятельности человека: изобразительное искусство, работа, спорт и многое другое.

Произвольное — возникает под волей человека, требует приложения некоторого усилия. Например, нет желание выполнять определенную работу, которую необходимо завершить в ближайшие сроки. Человек прикладывает усилия, концентрирует внимание и успешно выполняет задание.

Послепроизвольное — самый желанный вариант внимания, при котором в начале занятия необходимо приложить усилия, а в дальнейшем рождается интерес и непроизвольное внимание. Существует даже поговорка: «Начало — это уже полдела».


Исходя из способа контакта с объектом


Выделяют два типа:

  1. Опосредованное
  2. Непосредственное:



Опосредованное — вызывается через определенные сигналы, знаки или указатели. Таким указателем может служить, например, светофор.

Непосредственное — рождается и удерживается под действием предмета или объекта.







Как  проверить все ли в порядке с вниманием?


Есть разные методикидля проверки внимания. Рассмотрим две из них широко распространенные:

 


1. Отсчитывание.


Методика была предложена Эмилем Крепелином, немецким психиатром.


Состояние внимания определяется по возможности осуществления испытуемым счетных операций.

 

Опыт заключается в отсчитывании (вычитании) от 100 или 200 все время одного и того же числа (например, 7).


Испытуемого предупреждают, что считать он должен про себя, а вслух только называть полученное при очередном вычитании число.


Следим за полученным ответом и за паузами, во время которых испутыемый производит расчет.


Запись ответов выглядит так:

(100-7). .93...86...79...72...65..58.51..44..37.30.23.16.9.2


При наличии повышенной истощаемости длительность пауз в конце - увеличивается.


Возможны два вида ошибок:

1. Первый - ошибки в единицах и главным образом при переходе через десяток - свидетельствует о некоторой интеллектуальной недостаточности, например:

(100-7)..93.... 85.. ..78.. 71. ...64.. ..58 и т. д.


2. Второй - ошибки в десятках – говорит о неустойчивом внимании. Например:

93...86...69.. 62.....55...38 и т. д.

 


2. Методика «Расстановка чисел»



Предназначена для оценки произвольного внимания. В течение 2 минут нужно расставить в возрастающем порядке числа, которые расположены в случайном порядке в 25 клетках таблицы. Числа записываются построчно.

Методика предназначена для оценки произвольного внимания.


Оценка производится по количеству правильно записанных чисел в течение 2 минут. Средняя норма - 22 числа и выше.

 


Упражнения для развития внимания



1. Упражнение «Остановить мгновение!»


Выполняйте это упражнение в любом месте, в любое время. Оно займет у вас всего 5 секунд.


Фотографируйте реальность мысленно. Представьте, что ваше сознание – это фотоаппарат. Направьте взгляд на любое пространство перед собой, «нажмите на спуск» и запечатлейте в памяти окружающую картинку, стараясь уловить все детали в как можно более ярких красках, включая звуки, запахи, ощущения.

Представьте, как это будет выглядеть на фотографии: пешеход застыл на полдороге, дерево навечно наклонилось под порывом ветра, птица замерла в небе и т. д.

За день сделайте несколько таких «кадров», а вечером просмотрите их. Чем чаще вы будете выполнять это упражнение, тем лучше будет качество вашей мысленной «фотографии».

Дополнительный эффект - упражнение великолепно развивает память.

 


2. Упражнение «глаз-рука»


Сядьте удобно и вытяните в сторону правую руку. Удерживайте в поле вашего внимания пальцы (можно делать пальчиковую гимнастику) правой руки и одновременно следите за тем, чтобы рука не отклонялась от горизонтального положения.


Это упражнение требует от вас распределения внимания между контролем за двумя объектами – пальцами и положением руки.


Начните с 1 минуты. Затем доведите время этого упражнения до 5 минут.

 


3. И не забывайте про отдых


Эффективность концентрации и ее длительность имеет большую зависимость от обогащения мозга кислородом. Поэтому в перерывах между умственной работой полезными будут прогулки на свежем воздухе, дыхательные практики и медитации.


Добавить комментарий