Что делает человека человеком - речь и мышление
Джон Джексон когда - то сказал: Речь - это повозка, в которой едет мышление.
Мышление человека очень тесно связано с речью. Мы общаемся, то есть передаём свои мысли, при помощи слов и, если Вы замечали, мы все время ведем диалог внутри себя с помощью слов. То есть мышление происходит в речевой форме.
Мысль не может ни возникнуть, ни протекать, ни существовать вне языка, вне речи. При недоразвитии речи развитие мышления будет страдать.
Особенно важно развитие речи у детей. До трёх лет высшие психические функции развиваются не опираясь на речь, а после трëх лет речь играет ведущую роль в развитии ребëнка.
Это отмечают в практике специалисты по работе с дошкольниками. До трех лет не говорящий малыш может быть развит лучше сверстников, а если ребëнок не заговорил к четырём годам, то уже начинает нарастать задержка развития ВПФ.
Основоположники нейропсихологии писали: Речь цырица ВПФ, она поднимает их на ступень выше.
Из этого следует вывод, что делая упражнения для речи, мы прокачиваем и все остальные высшие психические функции:
И это делать это можно в любом возрасте.
Упражнения для речи включают себя:
- Тренировку дыхания
- Развитие дикции - артикуляционные упражнения, проработка звуков, скороговорки
- Чтение вслух
- Контроль речи - следить за сказанным и убирать слова-паразиты
- Увеличение словарного запаса - читать, писать, слушать
- Пальчиковая гимнастика, развитие мелкой моторики и пр.